HisDoc.ru - История в документах России - старинные бумаги, фотографии, открытки, письма
История России в документах

Указ о порядке управления церковными имениями, Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская, 12 августа 1762 года. О порядке управления церковными имениями.

Просмотров: 381
Божиею Милостию Мы Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая. Объявляется во всенародное известие.
По восшествии Нашем на Всероссийской Наш Императорской Престол, прилагая Материнское Наше старание об учреждениях и делах, до благополучия Империй Нашей касающихся, равномерно оное прилагаем и об отрешении нововведенных в бывшее пред сим правление непорядков и неполезных установлений. Из числа тех почитаем Мы изъятие из ведомства духовного чина деревень и прочих имений, тем с большим сожалением, что оное учинено без всякого предыдущего порядка и рассмотрения. Кажется, надобность состояла только в том, чтоб отобрать у духовных имения; а чтоб осмотрительные взять меры о порядочном, и как для церкви и духовного чина безобидном, так и для Отечества полезном управлении, о том и не думано бесспорно то Мы признаем, что почивающие в Бозе предки Наши и прочие доброхотные люди, любя благолепие церквей Божиих и чин духовный, дали оному в разные времена и различными образы довольные имения; однако никто сего отрицать не может, чтоб при том не было их желания и надежды, что духовной чин, следуя закону Божию и Святых Отец правилам, употребить оные к прославлению имени Божия не меньше, как и к пользе тех, которые церковного имения должны быть ближайшие участники. Но не без удивления из древних Российских историй видим, что многие из духовного чина столь часто не следовали тем спасительным законам, что принуждены были некоторые из предков Наших, имея порученную себе от Бога так, как и все Монархи, в церкви главную власть предписывать им в управлении церковных имений дополнительные и к лучшему порядку и благочинию служащие узаконения, и в употреблении оных требовать от них отчета, а напоследок бессмертной славы достойный Император Вселюбезнейший Государь Дед Наш Петр Великий, будучи понужден к тому разными весьма важными причинами, в 1701 году указал, все духовные имения описать и приставить к ним светских управителей, а духовным для их содержания давать определенное жалованье, хлеб и прочие нужные вещи, достальные же доходы употреблять на другие богоугодные дела, которые в изданном в помянутом году указе именно описаны. После сего Великий оный и мудрый Монарх, в надежде лучшей для церкви и Отечества пользы при установлении Святейшего Синода, имея совершенную доверенность в ревности и усердий оного о деле Божьем, отдал ко прежнему в смотрение духовному чину те имений, с благоразумным, однако в духовном регламенте предписанием, о порядочном содержании приходов и росходов, и о даче в них отчета; а чтоб все то порядочнее происходить могло, то повелел, дабы Святейший Синод, имея согласие с Правительствующим Сенатом сочинил штат церковный, о приведении коего в совершенство, и сам Его Величество как Нам небезызвестно, прилагал ревностное старание по самую блаженную свою кончину, которая с многими Его преполезными намерениями и делами и сего в окончание привести не допустила. Мы не намерены вступать в исследование, для чего сие полезное дело при последователях Его Императорскаго Величества, Наших же Высоких предках, своего окончания не получило; но и того утверждать не можем, чтоб учиненное за несколько предпринятием Нашего Престола, о духовных имениях учреждение и публикованныя о том указы могла каким-либо образом назваться окончанием оного; паче же, как и выше Мы о том упомянули, почитаем оное за непорядочное и бесполезное. Происшедшие от сего худые следствия то доказали, которых, яко уже известных описывать здесь за излишнее почитаем. Когда Мы уже всему Нашему народу знать дали, что не приобретение сокровищ и собственное Наше обогащение, но истинная любовь к Отечеству, понудили Нас принять бремя правительства сей пространной Империи, то тем с большим уверением сказать можем, что Мы во все удаленные мысли и сердце имеем от собственной Нашей корысти, в строении дела Божия. Не имеем Мы намерения и желания присвоить себе церковные имения; но только имеем данную Нам от Бога власть, предписывать законы о лутчем оных употреблении на славу божию и пользу Отечества. И для того под покровительством Божиим намерены Мы в совершенство привести учреждение всего, духовного штата, сходственно с узаконениями церковными, которым следовал и Вселюбезнейший Дед Наш Государь Император Петр Великий, учредя на то особливую из духовных и светских персон под собственным Нашим ведением состоящую комисию. А между тем пока оная учредится, и свое действо произведет, на представленные Нам от Святейшего Синода прошении, повелеваем Нашим Синоду и Сенату учинить следующее. 1. Для благопристойного духовного чина содержания, все Синодальные Архиерейских домов монастырей и белого священства, движимые и недвижимые имении, отдать им в управление, и для того запечатанные деньги хлеб и прочее распечатать. 2. Коллегию Экономии отставить, и посланным для управления церковных вотчин офицерам не быть. 3. Как до учреждений вышепомянутой комисии и положения впредь порядочнейшего на крестьян оклада, так и на нынешней год повелеваем собирать положенный рублевый оклад; отдая однако и сие на благоизобретение Архиереев и властей, чтоб они собирали с них или по рублю с души, или по пристойности мест и надобностей, употребляли их к нужным работам без отягчения; а что с которой деревни получено будет денег, и когда какие работы производимы были, в том крестьянам давать квитанции, чтоб они по востребовании в подлежащем месте объявить их могли. 4. Все те при Архиерейских домах и монастырях, как денежные, так и хлебные доходы до настоящего о тех учреждения, употреблять как Архиереям, так и монастырям на самые нужные росходы по духовному регламенту без излишества, также на содержание имеющихся при монастырях и впредь присылаемых инвалидов, а за тем остатки где будут, хранить, имея на то приходные и расходные шнуровые книги, Архиереи и Ставропигиальные лавры и монастыри от Синода, и прочия монастыри от Архиереев, из которых можно б было Нам впредь усмотреть прямых старателей о пользе церкви и Отечества, и пренебрегающих оную. 5. Белое священство, вотчины имеющие, также до дальнейшего Нашего учреждения, своими доходами по вышеписанному же пользоваться имеют, однако же без отягощения крестьян. А как всем уже видимо есть, что высочайшее Наше соизволение ни к чему больше не клонится, как токмо к пользе и спокойству Нашего народа, то Мы Императорской Нашей властью повелеваем, как духовным властям с крестьянами поступать благоумеренно, и никакими излишними сборами и ненужными, или к одному только увеселению властей служащими работами и строениями не изнурять, так и крестьянам до будущего о них лучшего учреждения, духовным властям быть послушным, и положенные на них по вышепрописанному окладу платить, или вместо тех работы исправлять без сопротивления. В противном же случае по жалобам крестьян, давать на духовных Синоду и Архиереям строгое правосудие, а Сенату крестьян, ежели кои самовольствовать и своим властям не послушание оказывать будут, смирять по гражданским законам. Дан в Санкт-Петербурге. Августа 12 дня 1762 года.
Подлинной за подписанием Ея Императорскаго Величества собственной руки тако: Екатерина.
Печатан в Санкт-Петербурге при Сенате августа 14 дня 1762 года.Оригинальный текст
Божиею Милостию Мы Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая. Объявляется во всенародное известие.
По возшествии Нашем на Всероссийской Наш Императорской Престол, прилагая Матернее Наше старание о учреждениях и делах до благополучия Империй Нашей касающихся, равномерно оное прилагаем и об отрешении нововведенных в бывшее пред сим правление не порядков и не полезных установлений. Из числа тех почитаем Мы отнятие из ведомства духовнаго чина деревень и протчих именей, тем с большим сожалением; что оное учинено без всякаго предъидущаго порядка и разсмотрения. Кажется надобность состояла только в том, чтоб отобрать у духовных имения; а чтоб осмотрительныя взять меры о порядочном, и как для церькви и духовнаго чина без обидном, так и для Отечества полезном управлении, о том и не думано безспорно то Мы признаем, что почивающие в Бозе предки Наши и прочие доброхотные люди, любя благолепие церьквей Божиих и чин духовный; дали оному в разныя времена и различными образы довольныя имения; однако никто сего отрицать не может, чтоб при том не было их желания и надежды, что духовной чин, следуя закону Божию и Святых Отец правилам, употребить оныя к прославлению имени Божия не меньше, как и к пользе тех, которые церьковнаго имения должны быть ближайшие участники. Но не без удивления из древних Российских истории видим, что многие из духовнаго чина столь часто не следовали тем спасительным законам, что принуждены были некоторые из предков Наших, имея порученную себе от Бога так, как и все Монархи, в церькви главную власть предписывать им во управлении церьковных имении дополнительныя и к лутчему порядку и благочинию служащия узаконения, и во употреблении оных требовать от них отчета, а на последок безсмертной славы достойной Император Вселюбезнейший Государь Дед Наш Петр Великий, будучи понужден к тому разными весьма важными притчинами, в 1701 году указал, все духовныя имения описать и приставить к ним светских управителей, а духовным для их содержания давать определенное жалованье хлеб и прочия нужныя вещи, достальныя же доходы употреблять на другия богоугодныя дела, которыя в изданном в помянутом году указе имянно описаны. После сего Великий оный и мудрый Монарх, в надежде лутчей для церькви и Отечества пользы; при установлении Святейшаго Синода, имея совершенную доверенность в ревности и усердий онаго о деле Божий, отдал ко прежнему в смотрение духовному чину те имений, с благоразумным, однако в духовном регламенте предписанием, о порядочном содержании приходов и росходов, и о даче в них отчета; а чтоб все то порядочнее происходить могло, то повелел, дабы Святейший Синод, имея согласие с Правительствующим Сенатом сочинил штат церьковный, о приведении коего в совершенство, и сам Его Величество как Нам не без известно, прилагал ревностное старание по самую блаженную свою кончину, которая с многими Его преполезными намерениями и делами и сего во окончание привесть не допустила. Мы не намерены вступать в изследование, для чего сие полезное дело при последователях Его Императорскаго Величества, Наших же Высоких предках, своего окончания не получило; но и того утверждать не можем, чтоб учиненное за несколько предпринятием Нашего Престола, о духовных имениях учреждение и публикованныя о том указы могла каким-либо образом назваться окончанием онаго; паче же, как и выше Мы о том упомянули, почитаем оное за непорядочное и безполезное. Произшедшия от сего худыя следствия то доказали, которых, яко уже известных описывать здесь за излишнее почитаем. Когда Мы уже всему Нашему народу знать дали, что не приобретение сокровищ и собственное Наше обогащение, но истинная любовь к Отечеству, понудили Нас принять бремя правительства сея пространныя Империи: то тем с большим уверением сказать можем, что Мы во все удаленныя мысли и сердце имеем от собственной Нашей корысти, в строении дела Божия. Не имеем Мы намерения и желания присвоить себе церьковныя имении; но только имеем данную Нам от Бога власть, предписывать законы о лутчем оных употреблении на славу Божию и пользу Отечества. И для того под покровительством Божиим намерены Мы в совершенство привести учреждение всего, духовнаго штата, сходственно с узаконениями церьковными, которым следовал и Вселюбезнейший Дед Наш Государь Император Петр Великий: учредя на то особливую из духовных и светских персон под собственным Нашим ведением состоящую комисию. А между тем пока оная учредится, и свое действо произведет, на представленныя Нам от Святейшаго Синода прошении, повелеваем Нашим Синоду и Сенату учинить следующее. 1. Для благопристойнаго духовнаго чина содержания, все Синодальныя Архиерейских домов монастырей и белаго священства, движимыя и не движимыя имении, отдать им во управление, и для того запечатанныя деньги хлеб и прочее распечатать. 2. Коллегию Экономии отставить, и посланным для управления церьковных вотчин Офицерам не быть. 3. Как до учрежденей вышепомянутой комисии и положения впредь порядочнейшаго на крестьян оклада, так и на нынешней год повелеваем собирать положенной рублевой оклад; отдая однако и сие на благоизобретение Архиереев и властей, чтоб они собирали с них или по рублю с души, или по пристойности мест и надобностей, употребляли их к нужным работам безъотяхчения; а что с которой деревни получено будет денег, и когда какия работы производимы были, в том крестьянам давать квитанции, чтоб они по востребовании в подлежащем месте объявить их могли. 4. Все те при Архиерейских домах и монастырях, как денежныя, так и хлебныя доходы до настоящаго о тех учреждения, употреблять как Архиереям, так и монастырям на самыя нужныя росходы по духовному регламенту без излишества, також на содержание имеющихся при монастырях и впредь присылаемых инвалидов, а за тем остатки где будут, хранить, имея на то приходныя и росходныя шнуровыя книги, Архиерей и Ставропигиальныя лавры и монастыри от Синода, и прочия монастыри от Архиереев, из которых можноб было Нам впредь усмотреть прямых старателей о пользе церькви и Отечества, и пренебрегающих оную. 5. Белое священство вотчины имеющия, также до дальнейшаго Нашего учреждения, своими доходами по вышеписанному же пользоватся имеют; однакож без отягощения крестьян. А как всем уже видимо есть, что высочайшее Наше соизволение ни к чему больше не клонится, как токмо к пользе и спокойству Нашего народа; то Мы Императорскою Нашею властию повелеваем, как духовным властям с крестьянами поступать благоумеренно, и никакими из лишними зборами и не нужными, или к одному только увеселению властей служащими работами и строениями не изнурять, так и крестьянам до будущаго о них лутчаго учреждения, духовным властям быть послушным, и положенныя на них по вышепрописанному окладу платить, или вместо тех работы исправлять без сопротивления. В противном же случае по жалобам крестьян, давать на духовных Синоду и Архиереям строгое правосудие, а Сенату крестьян, ежели кои самовольствовать и своим властям не послушание оказывать будут, смирять по гражданским законам. Дан в Санктпетербурге. Августа 12 дня 1762 года.
Подлинной за подписанием Ея Императорскаго Величества собственной руки тако: Екатерина.
Печатан в Санктпетербурге при Сенате Августа 14 дня 1762 года.Адаптированный текст
Комментарии:

Нет комментариев

Оставить комментарий (через модератора):

Ваше имя:

Электронная почта (не публикуется):

Сообщение: