HisDoc.ru - История в документах России - старинные бумаги, фотографии, открытки, письма
История России в документах

Манифест, Екатерина II, Императрица и Самодержица Всероссийская, 19 декабря 1774 года. О результатах следствия по делу о Пугачевском бунте.

Просмотров: 1547
Божиею Милостию Мы Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем во всенародное известие.
Всему свету ведомо есть, и многими опытами дел Наших повсюду доказано, что Мы, приняв от Промысла Божия самодержавную власть Всероссийской Империи, главнейшим правилом в царствование Наше положили, заботясь о благосостоянии вверенных Нам от Всевышнего верноподданных, по намерениям и в угодность Подателя всякого блага Творца, несмотря ни на какие препятствия. Мы жизнь Нашу посвятили тому, чтоб доставить в Империи Нашей живущим всякого состояния людям мирное и безмятежное житие. Для того Мы беспрерывный труд прилагаем к утверждению Христианского благочестия, к поправлению законов гражданских, к воспитанию юношества, к пресечению несправедливости и пороков, к искоренению притеснений, лихоимства и взяток, к умалению праздности и нерадения к должностям. Неутомимое Наше рвение о благе общем, наивяще ознаменовалось в сии последние прошедшие годы: когда защищая Империю бодрым духом от нападения сильного неприятеля, разными Нашими предприятиями не токмо оный Божиим благословением, праведным Нашим оружием и храбростью победоносных Наших войск не допущен до пределов Российских, но повсюду далеко отведен был от своего нападающего намерения. Чем, наконец, по многим трудностям достигли Мы заключения с Отоманской Портой без посредственников желаемого и похвального мира, утверждающего внешнюю безопасность Империи и доставляющего верноподданным Нашим время наслаждаться, благодарными сердцами хваля Бога, покоем и тишиною. Во время таковое, и видя единственное стремление ума Нашего довести Империю делами подобными до вышней степени благосостояния, кто не будет иметь праведного омерзения к тем внутренним врагам отечественного покоя, которые, выступя из послушания всякого рода, дерзнули, во-первых, поднять оружие против законной власти, пристали к известному бунтовщику и самозванцу Донскому казаку Зимовейской станицы Емельке Пугачеву; а потом вместе с ним целый год производили лютейшие варварства в губерниях Оренбургской, Казанской, Нижегородской и Астраханской, истребляя огнем церкви Божия, города и селения, грабя святых мест и всякого рода имущества, и поражая мечом и разными ими вымышленными мучениями и убийствами священнослужителей и состояния вышнего и нижнего обоего пола людей, даже и невинных младенцев?
Дело сие такого существа, что без ужаса на оное воззреть не можно! Оно доказывает, что человек погруженный в невежество, забыв долг и присягу, данную перед Богом верховной Монаршей власти, и не опасаясь за то ни вечных, ни временных казней, выступя из послушания законов, преступает тем самые все пределы обязательства перед родом человеческим вообще. Преступлении главного злодея и его пособников столь многочисленны и разнообразны суть, как по следствию оказалось, и собственным добровольным признанием некоторых из них открылась таковая редкость, что чиня преступлении всякого рода, сами они не упомнят числа содеянного зла. Нечастному же происшествию сего Пугачевского бунта описание прилагается на особливом листе.
Помянутое следствие злодейских дел, касающихся сего бунта от самого начала, производили по повелению Нашему генерал-аншеф князь Михайло Волконской и генерал-майор Павел Потемкин, в царствующем граде Москве, которое, окончив, ныне в Наш Сенат отсылаем, повелевая ему вместе с Синодскими членами в Москве находящимися, призвав первых трех классов персон с президентами всех коллегий, выслушать оное от помянутых присутствующих в тайной экспедиции, яко производителей сего следствия, и учинить в силу государственных законов определение и решительную сентенцию, по всем ими содеянным преступлениям против Империи, к безопасности личной человеческого рода и имущества.
Касающееся же оскорбления Нашего Величества, МЫ презирая предаем оные вечному забвению: ибо сии вины суть единственно те, в коих при сем случае милосердие и человеколюбие Наше обыкновенно место иметь может. Мы всеусердно Бога молим и просим, да отвратит впредь меч гнева своего от врученной Нам его же премудрым промыслом Империи, да возстановит паки повсюду мирное и безмятежное житие, и да укрепит всех в оной живущих Наших верноподданных и Нас Самих во всех ему, Творцу, угодных Христианских добродетелях.
Дан в Санкт-Петербурге лета от рождества Христова 1774 декабря 19 дня, царствования Нашего в тринадцатое.
Подлинный за подписанием собственныя Ее Императорского Величества руки так: Екатерина.
Печатан в Санкт-Петербурге при Сенате, декабря 19 дня, 1774 года.Оригинальный текст
Божиею Милостию Мы Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем во всенародное известие.
Всему свету ведомо есть, и многими опытами дел Наших повсюду доказано, что Мы приняв от Промысла Божия самодержавную власть Всероссийской Империи, главнейшим правилом в царствование Наше положили, пещись о благосостоянии вверенных Нам от Всевышняго верноподданных, по намерениям и в угодность Подателя всякаго блага Творца, не смотря ни на какий род препятствия. Мы жизнь Нашу посвятили к тому, чтоб доставить в Империи Нашей живущим всякаго состояния людям мирное и безмятежное житие. Для того Мы безпрерывный труд прилагаем к утверждению Христианскаго благочестия, к поправлению законов гражданских, к воспитанию юношества, к пресечению несправедливости и пороков, к искоренению притеснений, лихоиманий и взятков, к умалению праздности и нерадения к должностям. Неутомимое Наше рвение о благе общем, наивяще ознаменилось в сии последние прошедшие годы: когда защищая Империю бодрым духом от нападения сильнаго неприятеля, разными Нашими предприятиями не токмо оный Божиим благословением, праведным Нашим оружием и храбростию победоносных Наших войск недопущен до пределов Российских: но повсюду далеко отведен был от своего нападающаго намерения. Чем наконец по многим трудностям достигли Мы до заключения с Отоманскою Портою без посредственников желаемаго и похвальнаго мира, утверждающаго внешнюю безопасность Империи и доставляющаго верноподданным Нашим время наслаждаться, благодарными сердцами хваля Бога, покоем и тишиною. Во время таковое и видя единственное стремление ума Нашего довести Империю делами подобными до вышней степени благосостояния, кто не будет иметь праведнаго омерзения к тем внутренним врагам отечественнаго покоя, которые выступя из послушания всякаго рода, дерзнули во первых поднять оружие противу законной власти, пристали к известному бунтовщику и самозванцу Донскому козаку Зимовейской станицы Емельке Пугачеву; а по том обще с ним чрез целый год производили лютейшия варварства в губерниях, Оренбургской, Казанской, Нижегородской и Астраханской, истребляя огнем церкви Божия, грады и селения, грабя святых мест и всякаго рода имущества, и поражая мечем и разными ими вымышленными мучениями и убивством священнослужителей и состояния вышняго и нижняго обоего пола людей, даже и до невинных младенцов?
Дело сие такого существа, что без ужаса на оное воззреть не можно! Оно доказывает, что человек погруженный в невежество забыв долг и присягу данную пред Богом верьховной Монаршей власти, и не опасаясь за то ни вечныя ни временныя казни, выступя из послушания законов, преступает тем самые все пределы обязательства пред родом человеческим вообще. Преступлении главнаго злодея и его способников столь многочисленны и разнообразны суть, как по следствию оказалось и собственным добровольным признанием некоторых из них открылась таковая редкость, что чиня преступлении всякаго рода, сами они не упомнят числа содеяннаго зла. Нечастному же произшествию сего Пугачевскаго бунта описание прилагается на особливом листе.
Помянутое следствие злодейских дел, касающихся до сего бунта от самаго начала, производили по повелению Нашему Генерал-Аншеф Князь Михайло Волконской и Генерал-Майор Павел Потемкин, в царствующем граде Москве: которое окончав, ныне в Наш Сенат отсылаем, повелевая ему купно с Синодскими членами в Москве находящимися, призвав первых трех классов персон с президентами всех коллегий, выслушать оное от помянутых присудствующих в тайной экспедиции, яко производителей сего следствия, и учинить в силу государственных законов определение и решительную сентенцию, по всем ими содеянным преступлениям противу Империи, к безопасности личныя человеческаго рода и имущества.
Касающееся же до оскорбления Нашего Величества Мы презирая предаем оные вечному забвению: ибо сии вины суть единственно те, в коих при сем случае милосердие и человеколюбие Наше обыкновенно место иметь может. Мы всеусердно Бога молим и просим, да отвратит впредь мечь гнева своего от врученной Нам его же премудрым промыслом Империи, да возстановит паки повсюду мирное и безмятежное житие, и да укрепит всех в оной живущих Наших верноподданных и Нас Самих во всех ему Творцу угодных Христианских добродетелях.
Дан в Санктпетербурге лета от рождества Христова 1774 Декабря 19 дня, царствования Нашего в третиенадесять.
Подлинный за подписанием собственныя Ея Императорскаго Величества руки тако: Екатерина.
Печатан в Санктпетербурге при Сенате, Декабря 19 дня, 1774 года.Адаптированный текст
Комментарии:

Нет комментариев

Оставить комментарий (через модератора):

Ваше имя:

Электронная почта (не публикуется):

Сообщение: