Квитанции на продовольствие Морского министерства 1866-1867 годов.
В середине 19 века Морское министерство Российской империи переживало пик своего расцвета. Россия стояла у истоков преобразования парового флота (недавно пришедшего на смену парусному) в еще более современный, броненосный. Реорганизация флота, наряду с проводимыми внутри министерства значимыми реформами, требовали денег, а денег министерству, находившемуся на фактически полном самообеспечении, зачастую не хватало.
Коммерческий департамент Морского министерства, квитанция, 10 пудов сухарей, 1867 год.
Николай Карлович Краббе, бывший тогда Морским министром, оказался не только талантливым руководителем, но и превосходным экономистом.
Изыскивались разнообразные способы экономии имеющихся финансов – и, в частности, способы контроля за их расходованием на разнообразные необходимые, но, как водится, не слишком контролируемые траты. Одной из таких обязательных, но располагающих к злоупотреблениям статей расхода были закупки продовольствия. Его можно было приобретать как на собственных складах, так и у сторонних поставщиков – и вот тут открывалось поле для махинаций.
И вот в 1866 году Коммерческим департаментом Морского министерства была сделана достаточно остроумная попытка усложнить возможные финансовые
Коммерческий департамент Морского министерства, квитанция, 10 пудов крупы, 1867 год.
злоупотребления в этой области. Департамент выпустил собственные платежные документы, которые выдавались кораблям военно-морского флота для закупки продовольствия. Следует заметить, что сама практика оплаты закупок продовольствия по подобным «распискам» новшеством не была. Сохранились более ранние рукописные квитанции. Новшеством стало именно введение печатных квитанций установленного образца, единообразных и куда более сложных, к примеру, для любительской подделки, нежели рукописная расписка, пусть даже и с сургучной печатью.
Эти квитанции, различающиеся «продуктовым» и «количественным» номиналом, были своего рода векселями, по предъявлении которых поставщик получал право на оплату своих услуг из государственной казны. Всего существовало 49 позиций, которые покрывались подобными квитанциями.
Приобрести на них можно было вино, уксус, горох, зелень, крупу, масло, мыло, мясо, сахар, соль, сухари, табак и чай в объемах 1, 5 или 10 ведер для жидкостей, 1 фунт и 1, 5, 10 и 100 пудов для сыпучих продуктов. Табачные и сахарные квитанции существовали двух видов (1 фунт и 1 пуд), «номинал» квитанции на уксус составлял 1 ведро, чай можно было приобрести в объеме от 1 золотника (русский золотник — 4,266 грамма) до 1 и 5 фунтов, а зелень измерялась в «порциях». Соответственно, квитанции, полагавшиеся поставщикам зелени, могли быть на 5, 25, 50, 250 или же 500 порций.
Принятый на флоте рацион практически полностью исчерпывался ассортиментом и номиналом перечисленных квитанций, устранив необходимость использования рукописных расписок поставщикам.
Несмотря на то, что печатные квитанции появились позже рукописных и оказались более распространены, до наших дней этих памятников педантичной склонности Морского министерства к учету и контролю дошло не так уж и много. А уж если говорить об идеальной сохранности – то и того меньше.
Е. Дроздова.