Губернские по фабричным делам присутствия
Развитие капитализма в России потребовало иных правоотношений между капиталом и трудом. Появление публичного законодательства в сфере регулирования трудовых отношений было вызвано стремлением государства защитить интересы наемного работника как более слабой стороны. Закон от 3 июня 1886 г. заложил правовые основы развития института трудового договора. Он кардинально изменил условия найма рабочих и их положение на фабрике. Законом впервые устанавливались письменная форма заключения договора найма с выдачей рабочему расчетной книжки, перечень оснований для прекращения и расторжения договора найма, сроки выплаты заработной платы, порядок взыскания штрафов и их размеры властью хозяина. Закон вводил запреты на выдачу заработной платы в неденежной форме, на взимание с рабочих платы за врачебную помощь и пользование орудиями труда, на вычеты в уплату долгов за исключением сумм, задолженных за продовольствие и предметы потребления из фабричных лавок. Для надзора за соблюдением на фабриках порядка и благоустройства законом предписывалось создание губернских по фабричным делам присутствия. В состав фабричного присутствия входили представители местной администрации, суда, фабричной инспекции, земской и городских управ. На
губернские по фабричным делам присутствия возлагалось издание обязательных постановлений о мерах для охранения жизни здоровья и нравственности рабочих, а также врачебной помощи рабочим; решение дел о нарушении Устава о промышленности, совершенных заведующими фабриками или заводами; рассмотрение жалоб на распоряжения чинов инспекции и отмена в подлежащих случаях этих распоряжений; составление дополнительных правил, касающихся отношений к фабричному или заводскому управлению подручных рабочих, а также рабочих, работающих артелью или на отряд; разрешение сомнений, встречаемых чинами инспекции при применении закона. При губернских фабричных присутствиях существовал штат фабричных инспекторов. На инспекторов возлагались следующие обязанности: наблюдение за исполнением фабрикантами и рабочими правил, определяющих обязанности и взаимные между ними отношения; осуществление распорядительных действий по применению обязательных постановлений и надзор за исполнением этих постановлений; рассмотрение и утверждение такс, табелей, расписания и правил внутреннего распорядка; принятие и к предупреждению споров и недоразумений между фабрикантами и рабочими в целях «миролюбивого соглашения сторон»; возбуждение преследования и обвинение на суде виновных в нарушении закона. За участие в стачках закон устанавливал уголовную ответственность. Закон вводился в действие с 1 октября 1886 г. С этого момента рабочие при найме получали расчетную книжку во всех губерниях империи, но надзору фабричной инспекции подлежали промышленные предприятия только в трех губерниях: Московской, Санкт-Петербургской и Владимирской, а также в отдельных уездах Рязанской, Ярославской и Костромской губерний, где к этому времени трудилось 7/10 рабочих всей фабрично-заводской промышленности. Вне сферы его действия оставались предприятия горной промышленности, строительства, казенные заводы и железные дороги. Только в 1897 г. закон в полном объеме был распространен почти на все губернии Европейской России и Царства Польского.
Правоприменение закона было весьма затруднительным и сдерживалось следующими факторами: наличием в законе противоречивых норм и недостаточное толкование некоторых понятий; нежеланием фабрикантов допускать вмешательство государства в хозяйственную сферу; существованием правового нигилизма рабочих; возросшим объемом работы и малочисленностью инспекторов. Закон не содержал правового понятия «фабрика» и её отличие от «ремесленного заведения». Отсутствие данного понятия привело к первым столкновениям между фабричными инспекторами и фабрикантами. Хозяева стремились к тому, чтобы их предприятия считали «ремесленными заведениями», и тогда они не попадали под действие нового закона и продолжали бы грабить рабочих, против чего выступали фабричные инспекторы. Согласно ст. 1 и 2 (Правил о надзоре) в Москве и Петербурге создавались городские (столичные) и губернские фабричные присутствия, но не была определена их подведомственность и право издания подзаконных нормативных актов.
Опубликование закона вызвало недовольство фабрикантов. По их мнению, закон не отвечал требованиям коммерции: во-первых, невозможна ежемесячная выдача рабочим заработной платы, так как необходимо дополнительное время для своевременного расчета; во-вторых, взыскания за некачественную работу и испорченный материал не должны поступать в пользу вспомогательного рабочего фонда; в-третьих, фабричный инспектор не имел права контролировать список товаров, продаваемых в фабричных лавках, и понижать установленные хозяином цены; в-четвертых; освещение мастерских должно осуществляться за счет рабочих, а не хозяина, и наконец, в расчетных книжках, выдаваемых рабочим, не следует перепечатывать текст нового. На практике владельцы фабрик и заводов понимали и применяли закон так, как им было выгоднее.
Отмеченные недостатки закона и трудности его применения на практике не могли отрицать главного: был сделан первый шаг к правовой основе, определяющей взаимоотношения рабочих и фабрикантов.
Е. Дроздова.