HisDoc.ru - История в документах России - старинные бумаги, фотографии, открытки, письма
История России в документах

Московские фотографы братья Павловы.

21 сентября 1891 года в «Московском листке» появилось объявление: «Имею честь уведомить почтенную публику, что 19 сентября сего года мною открыта фотография на Мясницкой, в доме Вятского подворья, против книжного магазина бр. Салаевых. (...) В моей фотографии я предлагаю свою работу по самым умеренным ценам. Воспитанникам всех учебных заведений делаются значительные скидки. С почтением, фотограф П. Павлов». В объявлении также говорилось, что раньше Павлов более 10 лет работал в широко известной и уважаемой фотографической фирме «Шерер, Набгольц и Ко».Женский портрет, П. Павлов, Москва, 1912 год.

Родился Петр Петрович Павлов в 1860 году в крестьянской семье. Был женат на дочери художника А. К. Саврасова Евгении Алексеевне. До 1909 года в ателье на Мясницкой вместе с ним работал его младший брат - Ефим Петрович. В 1899-м П. П. Павлов по соседству с фотографией открыл еще одно заведение - фототипию (способ безрастровой плоской печати иллюстраций, изобретенный в 1855 году французским химиком А. Пуатвеном).

У Павловых трудились и приглашенные фотографы-профессионалы. С 1907 года к ним присоединился сын Петра Петровича – Михаил.

Делая на первых порах преимущественно портреты, Петр Петрович постепенно расширяет сферу своих профессиональных интересов. С 1898 года он проводит съемку исторических мест и архитектурных памятников Москвы. Его камера запечатлела также крупные события в жизни города: коронацию Николая II, открытие памятника Александру II в Кремле, народные торжества, гуляния и многое другое.

Выполненные на высоком профессиональном уровне, снимки П. П. Павлова пользовались большой популярностью у современников. Он получал многочисленные заказы от российских торговых фирм, плодотворно сотрудничал с труппами московских театров. Петр Петрович более 20 лет состоял членом Российского фотографического общества. В 1896 году его работы экспонировались на фотографических выставках в Москве и Нижнем Новгороде, Мужской портрет, Е.П. Павлов, Москва, 1912 год. удостоившись бронзовых медалей. Многие работы Павлова вошли в историю литературной и театральной жизни Москвы. Достаточно вспомнить одну из них: «Чтение „Чайки“ А.П. Чехым артистам МХТ». Фотография была сделана весной 1899 г. и так полюбилась актерам, что с нее были выполнены миниатюрные отпечатки и вправлены в брелки. Актер и режиссер МХТ Василий Васильевич Лужский (1869–1932) свой брелок с миниатюрной фотографией участников спектакля «Чайка» подарил музею А.П. Чехова. Фототипии же с этой фотографии поступили в продажу и пользовались большим спросом.

Товарищество чайной торговли «Петра Боткина сыновья» к столетнему юбилею фирмы заказало П.П. Павлову фототипический альбом, посвященный истории фирмы. С 1801 по 1901 г. она имела филиалы в Лондоне, Ташкенте, Баку, Риге, Киеве, Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. Портреты основателей фирмы, групповые снимки сотрудников, офисы, здания, торговые помещения, склады и т. д. — все попало на страницы альбома, который вышел в 1901 году.

В 1912 –1913 гг. Московское городское управление выпустило большого формата «Альбом зданий, принадлежавших Московскому городскому общественному управлению. Том 1. (второго тома не было). Альбом содержит 220 фототипий, выполненных П.П. Павловым, которые расположились по отделам: народное образование, врачебная помощь, общественное призрение, городские предприятия и т д.

Переехав в 1914 году на Петровку (дом N 28/16), фотоателье Павлова просуществовало до смерти владельца (1924).

Ефим же Петрович Павлов в феврале 1909 года поместил в московских газетах, в том числе и в «Русских ведомостях (N 43. 22 февраля), объявление следующего содержания: «Сим имею честь уведомить почтенную публику, что, проработав в фирме брата моего П. П. Павлова с основания дела, я открыл фотографию на Арбате, близ Арбатской площади, в доме Лангера. Фотография исполняет всевозможные работы. Телефон 249-50». В отличие от брата, Ефим Петрович занимался в основном портретной съемкой. Его фотоателье успешно функционировало по указанному адресу до 1927 года и закрылось также в связи со смертью владельца. Дело братьев никто из родственников не продолжил.

Творческое наследие фотографов Павловых насчитывает тысячи работ, хранящихся в государственных архивах и частных собраниях.

Е. Дроздова.


Документы