Фотографическая фирма "Шерер, Набгольц и Ко".
Фототипия "Шерер, Набгольц и Ко" — знаменитая полиграфическая фирма, была создана в 1863 году, когда временные московские купцы 1-й гильдии — баденский подданный Шерер Мартин Николаевич (? – 14 августа 1883) и швейцарский подданный Набгольц Георгий Иванович (? – 15 октября 1883) приобрели известную с 1853 года московскую фотографическую фирму великолепного фотографа-портретиста, саксонского подданного Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы его имени. Новая фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера». Так появилась фотографическая фирма, которая оставила большое наследие будущему поколению: виды городов, портреты современников, каталоги художественных, антропологических, мануфактурных и других выставок.
Женское фото, фотографы Шерер и Набгольц, Москва, 1898-1899 годы.
Сам М.Н.Шерер был великолепным фотографом. Именно он с храма Христа Спасителя снял первую фотографическую панораму Москвы, изданную в 1867 году и ставшей одной из лучших документальных панорам города.
За работы, «принесшие пользу обществу», фирма была удостоена высшей награды – права изображать на изделиях российский герб. Но этим правом Мартин Шерер и Георгий Набгольц уже не пользовались, так как в 1867-1868 гг. они сдали фирму в аренду курляндскому уроженцу, талантливому фотографу А.И. Мею. Уехав в Германию, Шерер обосновался в Дрездене, открыл там фотоателье.
Альберт Иванович Мей (1842-1913) арендовал фирму с условием сохранения ее прежнего названия (в новое название ввели только знак «Ко»). Арендный способ передачи оставлял за фирмой ее прежние заслуги и права, в том числе право воспроизводить на своих работах прошлые награды (медаль Фотографической выставки 1865 г., изображение российского герба, пожалованного за выполнение государственного заказа) и выполнять заказы императорского двора, т. е. называться «фотографом Его Императорского Величества».
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, почтовая карточка из серии "Типы России", Москва.
С 1868 года по август 1896 года совладельцем фирмы был М.А. Шиндлер, руководивший фотомеханическим процессом.
Одними из первых в России А.И. Мей и М.А. Шиндлер освоили новую отрасль фотографии - фотолитографию (или фототипию), позволявшую получать большее количество отпечатков при гораздо меньших расходах.
К концу 1870-х годов Мей и Шиндлер не знали себе равных в различного рода фотопечатных работах. На Московской фотографической выставке 1882 года фирма удостоилась серебряной медали. Во многом благодаря своим успехам в освоении фототипии фирма одержала победу в конкурсе на лучшие снимки Москвы. Конкурс был организован председателем Московского биржевого комитета Н.А.Найденовым с целью последующего издания альбомов с видами Москвы. В 1880-1890 годах фирма выпустила серию из четырех таких альбомов. В 1882 году фирме во второй раз было присуждено право помещать на своих бланках изображение государственного герба России. В 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде фирма была удостоена этой высокой награды в третий раз.
Особенным в жизни А.И.Мея стал 1894 г.: 19 октября министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». До этого Времени бланки открытых писем в России выпускало только почтовое ведомство. Начиная с этого года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» занялась изданием открытых писем с видами Москвы, а затем и других городов России. В 1896 году А.И. Мей становится единоличным владельцем фирмы.
Выпуск открытых писем продолжался вплоть до 1918 года. За это время было выпущено несколько номерных серий открытых писем с видами Москвы, однако одной из самых удачных среди коллекционеров считается серия, изданная в 1901-1903 годах. Из-за красного цвета надписей на адресной и иллюстрированной сторонах открытых писем коллекционеры называют эту серию «Красным Шерером». Фирма сотрудничала с Императорскими театрами, по их заказам были отсняты целые спектакли, и фотографии и фототипии (открытки) пускались в широкую продажу. С 1910 года фирма стала издавать и цветные фототипии.
До 1894 г. фирма «Шерер, Набгольц и Ко» располагалась в доме Засецкой на Кузнецком мосту. Затем переехала на Большую Дмитровку, в дом Пустошкина, напротив Купеческого клуба. В 1911 г. ее адрес значился так: Кузнецкий переулок, вблизи Кузнецкого моста, дом № 3, где она и оставалась до революции 1917 г.