История "И.В. Юнкер и Ко".
Конец 1850-х—начало 1860-х гг. были о переломным периодом в развитии частного банкирского промысла в России. Реформы начала 1860-х гг., атмосфера либеральных преобразований, изменившееся отношение к кредиту, некоторые изменения в законодательстве о евреях, отмирание института придворных банкиров,— все эти явления способствовали оживлению финансовых отношений, появлению новых банкирских домов и контор. Разумеется, важным фактором в этом процессе было накопление капиталов торговыми домами и процесс постепенного перехода некоторых из них к занятиям банкирским промыслом.
Банкирский дом «И.В. Юнкер и Ко» развивался именно по такому сценарию.
У истоков это мощного финансового института стоял Иван Васильевич (Иоганн Вильгельм) Юнкер, преплетчик, мастер по изготовлению футляров. В 1818 Юнкер приехал в Санкт-Петербург на заработки и стал хозяином галантерейного магазина. Позднее с помощью брата Федора Васильевича (Фридриха; Иоганна Христиана Адольфа Фридриха), также мастера-переплетчика, приехавшего в Санкт-Петербург в 1824, основал шляпное заведение. В 1832 братья открыли шляпное заведение в Москве; продавали товар на Нижегородской ярмарке.
В 1836 братья приняли финляндское подданство и стали официально именоваться "фридрихсгамскими купцами". В 1839 они открыли учетную контору в Санкт-Петербурге, занимавшуюся переводом и разменом денег. После смерти И.В. Юнкера (1846) его заменил третий брат Лев Васильевич (Христиан Людвиг) Юнкер. Дела фирмы шли успешно, и к 1846 ее капитал достиг 500 тысяч рублей.
В 1860-х гг. контора Юнкеров получила право покупки и страхования облигаций государственных выигрышных займов и полностью переключилась на банковские операции., а в 1869 Л.В. Юнкер вместе с сыном умершего Ф.В. Юнкера Александром (Александром Фридрихом) Юнкером и некоторыми родственниками основал банкирский дом "И.В. Юнкер и Ко" с капиталом 2 миллиона рублей и правом вести операции в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Главная контора банкирского дома находилась в Москве, где было приобретено здание на Кузнецком мосту. До начала 20 века банкирский дом сохранял исключительно семейный характер, совладельцами его были представители нескольких немецких семей, связанные родственными отношениями.
В 1900 дела банкирского дома в Москве вели В. Леманн, А.А. Бокельман и Федор Федорович (Фридрих Карл) Юнкер, сын Ф.В. Юнкера, в Санкт-Петербурге - Борис Федорович (Бернгард Карл Вильгельм) Юнкер, другой сын Ф.В. Юнкера, и Василий Егорович (Вильгельм) Винтерфельдт. Капитал банкирского дома к 1911 составил 5 миллионов рублей. Банкирский дом поддерживал тесные отношения как с российскими, так и с иностранными банками, выполняя их корреспондентские поручения в России.
В 1912 для расширения масштабов дела банкирский дом был реорганизован в акционерный коммерческий банк под тем же названием. Учредительская операция была проведена на основе слияния с небольшим Псковским коммерческим банком, контролировавшимся группой прибалтийских немцев. Контрольный пакет акций нового банка с акционерным капиталом 20 миллионов рублей хозяева банкирского дома оставили за собой, председателем правления был избран В.А. Леманн, товарищами председателя - Ф.Ф. Юнкер и А.А. Бокельман, совет возглавлял Р.И. Прове. Банк специализировался на операциях с государственными и частными ценными бумагами; в здании на Кузнецком мосту была организована неофициальная фондовая биржа, где собирались любители биржевой игры. По объему операций с ценными бумагами он занимал 2 место среди московских банков после Купеческого банка, участвовал в эмиссионно-синдикатских операциях с ведущими петербургскими банками (Международным, Азовско-Донским и др.). Однако самостоятельной роли в финансировании росссийской промышленности не играл.
В обстановке начавшейся в период Первой мировой войны "борьбы с немецким засильем" хозяева банка продали контрольный пакет его акций петроградскому финансисту Д.Л. Рубинштейну, главе Русско-Французского банка, входившему в окружение Г.Е. Распутина. В связи с арестом Рубинштейна в 1916 по обвинению в финансовых махинациях российскими государственными ценными бумагами контрольный пакет акций банка перешел к московскому промышленнику и финансисту Н.А. Второву, переименовавшему банк в Московский промышленный банк (бывший "И.В. Юнкер и Ко"). Совет банка возглавил Второв, правление - суконный фабрикант Н.Т. Каштанов. Банк стал финансовой опорой торгово-промышленной группы Второва, его акционерный капитал к лету 1917 увеличился до 40 миллионов рублей.
После Октябрьской революции 1917 года банк был национализирован в соответствии с декретом о национализации частных банков от 14 декабря 1917.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что семейство Юнкер оставило след не только в истории российского банковского дела, но и дала миру выдающегося ученого, одного из первых исследователей Африки Василия Васильевича Юнкера.
Е. Дроздова.