Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ: история и день сегодняшний.
В создании первого крупного оптико-механического производства в России большую роль сыграли директор Русско-азиатского банка А.И. Путилов, отставной генерал-майор А.П. Меллер и статский советник К.К. Ракуса-Сущевский. В апреле 1912 году было подано прошение в Министерство торговли и промышленности о регистрации устава вновь создаваемого акционерного общества - «Российского акционерного общества оптического и механического производств (РАООМП)», учредителями которого и стали А.П. Меллер и К.К. Ракуса-Сущевский.
Прошение учредителей ходило по кабинетам целый год. Такой сложной и затяжной была тогда разрешительная процедура создания акционерных обществ: «Ни одна компания на акциях не может быть учреждаема без особого разрешения правительства». Акционеры (пайщики) считались лицами ограниченной ответственностью (на объем пая), поэтому их деятельность регулировало государство. Не случайно большинство акционерных компаний создавались в форме полного товарищества, которое регистрировалось в момент подачи заявки. Но А.И. Путилов, активный участник Фондовой биржи, прекрасно понимал, что будущее за акционерными компаниями. Именно поэтому опытным организаторам, Меллеру и Ракусе-Сущевскому было поручено выступить учредителями общества. Главными акционерами РАООМПа стали французская компания "Шнейдер-Крезо", Русско-азиатский банк и Петербургский коммерческий банк. А.И. Путилов имел в этом обществе 250 акций.
Подавая прошение, учредители предполагали, что завод может быть построен в Петербурге «или близ него»: не так просто было разместить новое предприятие. В соответствии с тем же российским законодательством, акционерные общества не имели права приобретать в собственность недвижимое имущество, т. е. землю. (Этот запрет был отменен только в феврале 1917 г.) Поскольку просто купить участок земли для строительства завода было невозможно, учредители нашли подходящий «двор» на Чугунной улице, который принадлежал мещанам Щербаковым. К.К. Ракуса-Сущевский согласно уставу общества приобрел по купчей крепости недвижимое имение за 54 тысячи рублей. Это недвижимое имущество учредитель переуступил вновь образованному обществу по себестоимости. Так возникла первая собственность акционерного общества.
Подробный проект будущего завода был разработан фирмой «Шнейдер-Крезо» и утвержден Городской управой 3 сентября 1913 г. Почти сразу началось строительство завода. Строился он быстро, поскольку в Петербурге существовала хорошо развитая инфраструктура строительного бизнеса. Окончательно оборудован завод был к 1 августа 1914 года, но чертежные и вычислительные отделы завода, а также небольшая временная мастерская функционировали уже с начала апреля, а потому Общество еще до официального объявления об открытии завода начало принимать заказы на разработки различных приборов, а также на изделия, входящие в область его производства. А Правление Общества 23 февраля 1914 года в газете "Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» публикует следующее заявление: "4 февраля сего 1914 года открыло свои действия утвержденное Правительством «Российское акционерное общество оптического и механического производства» с основным капиталом 1 200 000 рублей. Общество ставит своей задачей развитие русского оптического и точного механического производств». Эта дата - 4 февраля 1914 года по старому стилю - считается днем рождения первого оптического завода России.
Оснащение предприятия шло полным ходом. Завод получал оборудование и материалы со всего мира: оптические станки и оптическое стекло — от фирмы «Парра Мантуа», токарные и фрезерные станки — от фирмы «Шухардт и Шутте» и от Путиловских заводов, электромонтажное оборудование — от фирмы «Сименс и Шуккерт», сталь — со сталелитейного завода в Америке, делительная машина — из Женевы.
Основными заказчиками РАООМПа стали Главное артиллерийское управление и Главное управление кораблестроения Военного ведомства. На завод для исполнения военных заказов был прислан уполномоченный от Военного ведомства полковник Дмитриев. (Таким образом, с самого начала на оптико-механическом заводе была создана технологическая служба военной приемки, которая существовала в течение всей истории предприятия и существует по сей день.)
Завод выпускал прицелы, перископы для подлодок, стереотрубы, приборы для проверки прицельных линий, ремонтировал дальномеры и другие оптические приборы. Помимо основного профиля, был начат выпуск еще одного вида военной продукции — детонаторных трубок. Эти заказы от Главного артиллерийского управления осуществлял уполномоченный по заготовлению снарядов генерал Банков. Выпускались также оптические и оптико-механические приборы гражданского назначения - фотографические объективы, небольшие астрономические инструменты, геодезические и метеорологические приборы.
Чистая прибыль завода за 1915 г. составила 233 342 рублей 86 копеек, за 1916 г. — 1 054 000 рублей. Росли объемы производства, рос и завод. Если в 1915 г. здесь работало около 300 человек, то в 1916 г. уже 900.
РАООМП даже в условиях войны развивалось стабильно, и на 1916 г. была назначена первая эмиссия акций. Обществом было заказано 660 листов ценных бумаг, в том числе 100 листов по 5000 рублей, 230 листов по 2500 рублей. и 100 листов по 100 рублей. Интересно, что на купонах для выдачи дивидендов были указаны годы: «1916-1924».
Производство на заводе имело высокий уровень для своего времени, а приборы, которые здесь изготавливались, отвечали всем необходимым техническим характеристикам. Не случайно в 1916 г. академик А.Н. Крылов разместил здесь свой заказ на стереотрубы.
Однако Петроград захлестывало стачечное движение. Назревали революционные события. Забастовки коснулись и цехов завода. Руководство предприятия пыталось искать компромиссы с рабочими. По сути дела, заводоуправление, как и Общество заводчиков и фабрикантов Санкт-Петербурга, предпринимали титанические усилия к тому, чтобы революционные события не коснулись промышленных предприятий. Союзы работодателей занимались обеспечением взаимной поддержки и содействием членам общества в их отношениях с рабочими, осуществляли меры предупреждения забастовок рабочих и решение взаимных споров путем учреждения примирительных камер, оказывали материальную, юридическую и другую помощь членам общества, устанавливали единые расценки и условия найма рабочих.
Правление и заводоуправление РАООМПа находилось в тесном контакте с Обществом заводчиков и фабрикантов Санкт-Петербурга, отчитывалось о том, как складываются отношения с рабочими. В 1916 г. на заводе создается заводской комитет рабочих (завком). После Февральской революции 1917 г. организуется заводская партийная ячейка. Большевики укрепляют свое влияние среди рабочих завода.
Накануне октябрьских событий 1917 г. производство на заводе практически остановлено. В октябре-ноябре 1917-го оптико-механический завод на Чугунной находится на грани закрытия.
В 1918 г. предприятие было национализировано. В том же году. на предприятии был создан первый отечественный кинопроекционный аппарат "Русь".
В дальнейшем завод существовал под разными названиями, наиболее известным из которых являлось "ГОМЗ" - Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ.
В 1930-е гг. на заводе была создана первая киносъемочная камера КС-1. В том же году. было начато серийное производство первого в СССР массового любительского фотоаппарата "Фотокор N1". Перед войной было освоено производство различных микроскопов, а в 1939 г. созданы первая ручная киносъемочная камера КС-5 для хроникальных съемок и камера ЦКС-1 для съемки цветных фильмов.
Еще в 1930-е гг. началось создание астрофизических приборов. В 1947 изготовлен астрограф для Пулковской обсерватории, в 1976 - уникальный телескоп (БТА) с зеркалом диаметром 6 м.
В годы Великой Отечественной войны завод выпускал оптические приборы для фронта.
В 1946 начато производство фотоаппаратов "Комсомолец" и "Любитель". На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) фотоаппарат "Ленинград" отмечен золотой медалью, а микроскопы - Гран-при.
2 октября 1962 года на базе ГОМЗа и еще нескольких ленинградских предприятий было образовано "Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО)". Концентрация сил в рамках объединения давала возможность решать более масштабные задачи. Прошло немного времени, и торговая марка ЛОМО стала широко известна не только в нашей стране, но и во всем мире. Например, фотоаппарат "Смена-8М", которого за всю историю завода произвели более 20 млн. штук, занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый массовый фотоаппарат планеты.
Многие приборы, разработанные на ЛОМО, были первыми в своих направлениях и помогали развитию новых отраслей науки и техники. Именно здесь были созданы первые в стране кино-проекционный аппарат, массовый любительский фотоаппарат, телескоп, видеомагнитофон, эндоскоп, лазер и др. Гордостью фирмы до сих пор является телескоп БТА с самым крупным в мире монолитным головным зеркалом диаметром 6 метров.
Одним из главных приоритетов фирмы было с момента ее основания производство продукции оборонного назначения. 60% подводных лодок послевоенного периода оснащены перископами разработки ЛОМО. Предприятие стало пионером разработки и производства головок самонаведения для отечественных ПЗРК и управляемых артиллерийских снарядов. ЛОМО принимало участие в создании оптических приборов для бронетанковой техники, в том числе самоходных зенитных установок "Шилка" и "Тунгуска". Уникальные комплексы управления огнем для ВМФ до сих пор не имеют себе равных в мире. На Объединении было создано множество других уникальных оптических приборов для Вооруженных сил.
Не надо забывать о том, что все кинотеатры в бывшем Советском Союзе были оборудованы кинопроекторами для широкоформатного кино производства ЛОМО. В 1959 г. здесь создан первый видеомагнитофон. В 1960 г. введен в эксплуатацию самый крупный в Европе телескопа ЗТШ с диаметром зеркала 2,6 м.
В 1965 г. на ЛОМО был создан первый в СССР промышленный лазер, а в конце 1970-х - первый отечественный гибкий медицинский эндоскоп.
В 1984 на заводе создан фотоаппарат "ЛОМО-компакт". В 1994 разработан первый прибор ночного видения "Визир-4", а в 1997 начат выпуск безопасных для глаз лазеров, используемых в медицине.
В 1993 году фирма была преобразована в открытое акционерное общество "ЛОМО".
Сегодня предприятие сохраняет свою нишу в сфере высоких технологий и выпускает широкую гамму приборов - более 150 видов. Фирма продолжает разработку и производство оборонной продукции для Сухопутных войск, ПВО, ВМФ, ВВС и Космических войск. Это - головки самонаведения для управляемых ракет и снарядов, оптико-электронные приборы для систем управления огнем, оптико-электронные камеры дистанционного зондирования земли и многое другое.
Не менее важно для предприятия и гражданское приборостроение. Основными видами продукции гражданского назначения являются медицинские, учебные, криминалистические, исследовательские и другие микроскопы, гибкие эндоскопы, наблюдательные приборы, приборы ночного видения, приборы для контроля метеоусловий в аэропортах, спектральные приборы. ЛОМО является единственным российским предприятием, выпускающим большие телескопы, и одним из немногих в мире, осуществляющих серийный выпуск лазеров безопасного для глаз диапазона спектра, которые используются в медицине, измерительной технике, системах судовождения.
Приборы ЛОМО продаются как в России, так и за рубежом, в том числе в США, Германии, Австрии, Израиле, Японии, Южной Корее, Индии, Китае и других странах.
В заключение несколько слов о том, что одно из изделий ЛОМО дало название целому направлению в искусстве фотографии. Речь идет о ломографии, жанре фотографии, который ставит своей целью запечатлеть на снимках жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть. Ломографы ищут красоту в огромном количестве заведомо некачественных плёночных кадров, снятых с необычных ракурсов. Для этой цели изначально использовался выпущенный в 1983 году автоматический компактный фотоаппарат «ЛОМО Компакт-Автомат» («LOMO LC-A»), первую советскую компактную камера, не нуждающуюся в футляре. Отсюда и произошло название. Ломография поддерживается и развивается Международным ломографическим обществом со штаб-квартирой в Вене. Австрийцы придумали забавную расшифровку слову «LoMo» — «love and motion» — любовь и движение. Именно это выражение и стало девизом Ломографического общества.
Е. Дроздова.