Добролёт и строительство воздушного флота СССР.
Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота — «Добролёт» было создано в РСФСР 17 марта 1923 года для содействия развития воздушного флота страны. Уставной капитал составил 2 млн рублей золотом.
Общество создано, как отмечалось в его уставе, «для развития гражданского воздушного флота в пределах СССР путём организации воздушных линий для перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэросъёмки и иных отраслей применения воздушного флота на основе отечественной авиапромышленности…». Оно охватывало своим влиянием не только РСФСР, но и территорию среднеазиатских республик.
Одним из учредителей Общества друзей воздушного флота и председателем правления "Добролёт", был председатель правления Российского торгово-промышленного банка Александр Михайлович Краснощеков.
В том же 1923 году открылась первая отечественная пассажирская авиалиния Москва - Нижний Новгород - Москва. Самолетом, получившим наименование "Промбанк" по настоянию Краснощекова, и совершим первый рейс по маршруту Москва - Нижний Новгород управлял летчик Я. Моисеев. Преодолев 408 верст на высоте 200 метров, самолет благополучно сел в Нижнем Новгороде. Это был первый в истории страны регулярный пассажирский рейс. Участвовал в этом полете и А. Краснощеков, который в своем интервью сказал: "И в прошлом году были попытки установить воздушные сообщения между Москвой и Нижним. Они носили спорадический характер, причем делали их немцы. Мы можем и должны поздравить с определенной победой и на этом фронте. Регулярные рейсы организует теперь общество "Добролёт" — силами, энергией и самопожертвованием рабочих и крестьян. И этот факт, что наша машина пришла в Нижний в самый день открытия ярмарки,— это символ, воплощающий в жизнь наше движение на Восток. Из Нижнего мы должны развить движение по Волге, на Каспий, в Среднюю Азию, на Дальний Восток, установить воздушную магистраль на Владивосток".
В апреле 1923 по типу «Добролёт» создано Украинское общество воздушных сообщений («Укрвоздухпуть»), а в мае того же года закавказское общество воздушных сообщений («Закавиа»). 29 октября 1930 года образовано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны (ВО ГВФ). Общество «Добролёт», Общество «Укрвоздухпуть» и Главная Инспекция воздушного флота (учрежденная 1 декабря 1922 года Приказом Революционного Военного Совета Республики при Главном управлении Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота -Главвоздухофлот) — упразднены, на их базе и было создано новое объединение - «Добролёт СССР». К этому моменту общая протяжённость линий Общества составляла 26 тысяч километров; было перевезено 47 тысяч пассажиров и 408 тонн грузов. В конце 20-х годов компания занималась так же сборкой по лицензии грузопассажирских самолетов Junkers F.13.
25 февраля 1932 года ВО ГВФ при Совете Труда и Обороны преобразовано в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУГВФ) при Совете Народных Комиссаров СССР. Первым начальником ГУГВФ назначен А. З. Гольцман. Ровно через месяц оно получило имя «Аэрофлот».
21 ноября 1932 года ГУ ГВФ СССР была передана сельскохозяйственная авиация, 29 октября 1940 года - все авиакомпании Прибалтики, 23 сентября 1948 года - авиация Министерства лесного хозяйства СССР, 30 ноября 1949 года - авиация Министерства рыбного хозяйства СССР. А после передачи Аэрофлоту в январе 1960 года полярной авиации (основана 17 декабря 1932 года в составе Главсевморпути СССР), он превратился в монополиста гражданской авиации СССР, оставаясь таковой до 1991 года.
С началом Великой Отечественной войны в СССР практически были прекращены гражданские авиаперевозки, и Аэрофлот был передан в подчинение Наркомату обороны СССР. Лишь в мае 1954 года ГУ ГВФ вновь стало самостоятельным гражданским ведомством.
Эмблему Российского общества добровольного воздушного флота создал советский художник-авангардист К.С. Малевич.
Е. Дроздова.