HisDoc.ru - История в документах России - старинные бумаги, фотографии, открытки, письма
История России в документах

Красносельская бумажная фабрика.

Годом основания Красносельской бумажной фабрики считается 1764-й, когда английский купец Ричард Козенс купил у голландца Генриха фон Пиляра ситцевую и полотняную фабрики в дворцовом Селе Красном. Полотняная фабрика в том же году была перестроена в писчебумажную. Дела, видимо, шли неважно, потому что в ноябре 1782 года фабрика перешла за долги к Светлейшему князю Г.А. Потемкину-Таврическому. Фабрикой Светлейший заниматься не стал, а продал ее некой вдове Хлебниковой. Не будем перечислять всех владельцев фабрики, укажем только, что в 1831 году Анна Федоровна Полторацкая сдает фабрику в аренду ораниенбаумскому купцу Петру Печаткину и севастопольскому 1-й гильдии купцу Андрею Панину.

Что представляла собой Красносельская бумажная фабрика в то время? Несколько каменных и деревянных корпусов, плотина, водяные колеса, кузница... В качестве материалов употреблялись "тряпье, квасиы, клей, краска лазурь, купорос и прочие припасы". Бумага белилась естественным путем под действием солнца и ветра. Делилась она на два сорта: писчая — вся клееная, и печатная неклееная — любская, комментарная, лимонная и оберточная.

Красносельская фабрика считалась небольшой, на ней в то время работало только 108 человек, — в основном, крепостные крестьяне Полторацкой из разных деревень. Но вот в 1838 году фабрика переходит в собственность П.А. Печаткина, а в 1839 году ею начинает заведовать молодой инженер, сын владельца, Константин Петрович Печаткин. Новый управляющий энергично берется за дело. Постепенно заменяется оборудование, проводится механизация производства. Меняются технологии. Фабрика начинает вырабатывать разные сорта писчей бумаги, а также бумагу эстампную, печатную (Супер-рояль №№ 1, 2 и Рояль №№ 2, 3, 4, 5), нотную, карточную, афишную, картузную, сахарную белую и сахарную синюю. Меняется и состав работников: если, скажем, в 1839 году на фабрике числился один приказчик, он же управляющий, бумажный мастер-иностранец, по 10 черпальщиков, валяльщиков, выметчиков, отметчиков, 6 рольщиков, 2 формовщика и т. д., то в 1850 году при фабрике состояли управляющий, инженер-технолог, мастер-англичанин по бумажной части, машинист-немец, приказчик, а также 12 человек при машинах, 12 рольщиков и 8 белильщиков. Появились кочегары, слесари, кузнецы. Бумагу стали белить хлором, затем — белильной известью. Изменилось ее качество, начали выпускаться такие экзотические для нас сорта, как китайская, александрийская, мундштучная, цветная разных форматов. Кстати, на бумаге Красносельской фабрики печатались "Отечественные записки", "Голос", "Петербургский листок" и другие издания.

К середине 1880-х годов фабрика представляла собой динамично развивающееся предприятие. Ее владелец, сам выпускник Технологического института, непосредственно руководивший фабричным делом с 1840 года, внимательно следил за техническими новшествами, незамедлительно внедрял их в производство. Красносельская фабрика стала первой в России, где полностью прекратилось изготовление бумаги ручным черпальным способом. Выпускались в основном высококачественные сорта. К. П. Печаткин самостоятельно разработал технологию изготовления телеграфной ленты, которая до 1860 года поставлялась исключительно из-за границы. Красносельская фабрика первой в стране начала выпускать телеграфную ленту собственной разработки. В 1861 году она получила первый заказ на 90 000 катушек, а через непродолжительное время фактически монополизировала производство этой продукции для всей России. В 1884 году на фабрике была установлена самая широкая в России бумагоделательная машина. Еще через два года на предприятии строится один из первых в стране соломенно-целлюлозных заводов. Общий рост производства составлял 8-10% в год. После энергичной критики со стороны владельца завода по изготовлению искусственных минеральных вод в Дудергофе А. П. Верландера на фабрике устанавливают обеззараживающие камеры для дезинфекции тряпичного сырья, являвшегося источником болезней, распространявшихся от предприятия вниз по Лиговскому каналу.

После смерти Константина Петровича Печаткина, владевшего предприятием 35 лет, а управлявшего им и все 55, фабрика перешла в совместную собственность к его дочерям. Они организовали «Товарищество наследников Красносельской писчебумажной фабрики К. П. Печаткина»10. Вопрос о фактическом руководителе дела был решен единогласно: с 1896 года директором становится П. М. Горбунов, который с 1898-го занимает пост директора-распорядителя фабрики. Он оставался в этой должности до национализации в 1918 году. П.М. Горбунов много способствовал техническому усовершенствованию работ и экономическому подъему фабрики. Им лично был разработан проект полного переустройства фабрики и расширения ее в 3 раза; часть этого проекта была осуществлена им самим до 1915 года, и только война помешала окончанию всего плана. Все же ему удалось осуществить весьма существенную часть проекта, а именно - переустроить вновь всю паросиловую станцию, рольное отделение, установить 5-ю самочерпку (то есть бумагоделательную машину, 4-я тоже была установлена Горбуновым). Весьма крупной и существенной работой П. М. Горбунова, имевшей большое техническое и экономическое значение, была выработка оригинального способа для изготовления телеграфной ленты для аппаратов Уистона (продолжение начинаний К. П. Печаткина. - А. К, Т. И.). По его проекту был устроен единственный в России цех для производства по его способу пропитанной ленты. Благодаря удачному применению этой ленты на всех телеграфных аппаратах Уистона и Сименса Главному управлению почт и телеграфов удалось совершенно отказаться от импорта этой ленты из Англии и пользоваться ею в течение почти 20 лет.

Кроме работы техническо-производственной, П. М. Горбунов много поработал в области улучшения условий труда на фабрике, несмотря на самое реакционное время. Так, единственно благодаря его настояниям введен в 1907 году на Красногородской фабрике 8-часовой рабочий день для сменных рабочих вместо 12-часового; в это время еще ни на одной из бумажных фабрик северного района 8-часовой день введен не был. По его личной инициативе было построено на фабрике 2-классное училище для детей трудящихся с пятилетним (с 6-летним. - А. К., Т. И.) курсом с индустриальным уклоном, а также большой народный дом (на 800 человек. - А. К., Т. И.) столовая для рабочих, библиотека-читальня (которую посещали более 5000 человек в год. - А. К., Т. И.), театр, ясли; им же был организован рабочий кооператив.

В 1897 году при фабрике было открыто 1-классное Мариинское фабрично-заводское училище для детей рабочих с 3-летним курсом обучения, содержавшееся за счет товарищества. В 1906 году школа стала 2-классной. В ней обучалось 120 учеников, на которых приходилось три учителя-предметника. В ремесленных классах преподавали старшие мастера фабрики. К 1910 году из окончивших курс 31 человек работал на фабрике, остальные продолжали образование в других учебных заведениях. Управлял школой училищный совет, председателем которого был П. М. Горбунов.

Но этим социальная политика на фабрике не ограничивалась. В 1904-1905 годах был создан комплекс жилых зданий для рабочих и служащих. Работников к этому времени насчитывалось около 500 человек. Значительная часть их проживала при фабрике. К сожалению, точное число рабочих, пользовавшихся фабричным жильем неизвестно. Для холостых было построено общежитие, по принятому тогда выражению - «казарма». Для семейных же были возведены коттеджи или, так называемые «павильоны». Они представляли собой отдельно стоящие, по преимуществу 2-этажные дома на восемь квартир каждый. Квартиры были 2-комнатные, с кухней. В них был водопровод, проведенный из дудергофских ключей, устроены ватерклозеты, электрическое освещение. Дворы были канализированы, и везде, где позволяло расположение, посажены деревья и кустарники, разбиты клумбы цветов, организованы детские площадки, установлены спортивные снаряды, поставлены садовые скамейки. При школе был разбит плодовый сад и «огород педагогического характера», на озере устроены купальни. Была также возведена для рабочих и служащих «прекрасно устроенная кирпичная баня». Больница при фабрике существовала еще при К. П. Печаткине, при наследниках она была расширена, а также увеличен штат. Бесплатной была не только медицинская помощь, но и медикаменты. К этому следует добавить выплату пенсий рабочим, 3-месячное пособие на время болезни, денежные пособия роженицам, ссуду под жалованье, вознаграждение за долговременную службу. В результате среди рабочих фабрики к 1910 году более 100 человек проработали на ней свыше 10 лет, а более 60 - свыше 15 лет.

Следует особо отметить, что в бурные 1900-е годы Красносельская фабрика не потеряла ни одного рабочего часа из-за забастовок, так как их просто не было. При этом, когда рабочие-бумажники попытались в 1907 году выпускать свое периодическое печатное издание «Писчебумажник» (вышло всего три номера), П. М. Горбунов распорядился безвозмездно предоставить им бумагу, не предавая этого дела огласке. Первая и единственная стачка на фабрике со времен «красносельской вольницы», то есть с конца XVIII - начала XIX века, состоялась в сентябре 1917 года под нажимом на рабочих ЦК профсоюза и носила чисто формальный характер. П. М. Горбунову удалось установить фактически партнерские отношения между трудом и капиталом, что для большинства рабочих и работодателей оставалось недостижимой мечтой.

Фабрика была национализирована в 1918 году, а ее директор-распорядитель П. М. Горбунов, спасаясь от голода, отправился на юг, в Геленджик. Судьба его нетипична для крупных управленцев царской России, оставшихся в СССР. В 1918-1921 годах он заведовал внешкольным образованием Черноморского отдела народного образования. С 1922 года Петр Михайлович уже в Москве в качестве заведующего бумажной секцией Центрального промышленного управления ВСНХ. С 1926 года - персональный пенсионер. Умер в Москве между 1930 и 1937 годами. Репрессиям не подвергался. А фабрика до 1924 года бездействовала, затем стало работать, сильно пострадала во время войны, была восстановлена и сейчас по-прежнему выпускает разную бумагу.

Е. Дроздова.


Документы