Сахарное королевство Кенига.
С середины XIX столетия во всей России стремительно развивается сахарное производство. Значительную роль в его становлении играл промышленник Георг Леопольд Кениг.
Основатель фирмы «Л.Е. Кениг - Наследники» (фирма Л.Е. Кениг существовала в Петербурге с 1848 года) Леопольд Егорович Кениг родился в Петербурге в 1821 году. Несмотря на ограниченность в средствах, родители дали ему образование в видном к тому времени английском пансионе Гирста. Он учился хорошо, в 15 лет окончил пансион и сначала хотел продолжить обучение, чтобы быть архитектором, но желание возможно скорее стать помощником семьи иначе определило его жизненный путь. Имея рядом с собой примеры весьма быстрого достижения материальных успехов людьми, работающими в сахарном деле, он поступил на сахарный завод близкого знакомого своих родителей Папмеля. Здесь15-летний мальчик работал вместе с простыми рабочими и прошел всю тяжелую школу сахароварения. Он всецело отдался своей работе и вскоре его труд и способности обратили на себя внимание владельца завода.
Через 5 лет, несмотря на свои молодые годы, он был уже первым советником в делах и помощником хозяина. В 1842 году хозяин умер, и Леопольд Егорович поступил главным мастером на сахарный завод Пономорева. Владелец завода, который сначала не решался доверить это ответственное место такому молодому человеку, скоро оценил его достоинства и готов был платить ему самое высокое жалование, лишь бы удержать его у себя.
Прослужив у Пономарева 6 лет, Леопольд Егорович открыл собственный рафинадный завод, который очень выгодно приобрел за 27 тысяч рублей, взятых в долг.
Два года спустя он уже был в состоянии уплатить все свои долги, а через три года его завод стал ему тесен. Среди 28 заводов, работавших в то время в Петербурге, он был одним из мелких, с годовой производительностью в 24 тысячи пудов. Выгодно продав его, Леопольд Егорович взят в аренду завод в Коломенской части с годовой производительностью в два раза больше, где он работал еще учеником.
В 1855 году Леопольд Егорович поехал в Германию, чтобы изучить введенную там вместо огневой паровую систему сахароварения. На сахарном заводе в Гамбурге Кениг состоял в качестве простого рабочего и так усердно выполнял свое дело, что его товарищи по работе были крайне удивлены, узнав о его настоящем положении, при прощании с ним, когда он возвращался в Россию.
Вернувшись из-за границы, он приобрел уже более крупный завод на окраине Петербурга в Екатерингофе и принялся не спеша, осторожно за его перестройку и переоборудование.
Гутянская контора Ю.Л. Кенига, расчет, 460 рублей 80 копеек, Харьков, 1917 год.
В противоположность большинству новаторов, кругом зависевших от иностранных мастеров, Леопольд Егорович руководил делом сам.
В 1857 году его завод начал работу по паровой системе. Он отказался от арендования завода в Коломенской части и в короткое время производительность Екатерингофского завода значительно увеличилась. Все яснее и яснее становилась доминирующая роль Кенига в сахарной промышленности Петербурга.
В 1862 году он приобрел второй большой рафинадный завод на Выборгской стороне от купца первой гильдии Матвея Егоровича Карр.
В 1867 году Екатерингофский завод был им закрыт и все производство сосредоточено на Выборгском.
В 1874 году Л.Е. Кениг приобретает за 250 000 руб. у братьев Гебештрайнов в селе Шаровка Харьковской губернии имение, которое постепенно увеличивает, прикупая к нему новые земельные угодья, вследствие чего доводит площадь своих владений до 40 тыс. десятин. В своих имениях он широко развил сахарное производство, сосредоточив его в двух свеклосахарных и одном рафинадном заводах. Годовой оборот этих имений совместно с Петербургским рафинадным заводом оценивался в 40 миллионов рублей. Оба рафинадных завода выпускали около одиннадцатой части всего рафинада, вырабатываемого на существующих в России 22 рафинадных заводах – по данным 1910 года.
В русской сахарной промышленности Л.Е. Кениг занял одно из самых выдающихся мест.
В 1903 году Л. Кениг скончался, оставив своим детям громадное состояние.
С 1 января 1905 года наследники Л. Кенига образовали полное торговое товарищество под фирмою «Л.Е. Кениг Наследники», а с 1 января 1913 года единоличным владельцем фирмы стал сын Л. Кенига – Юлий Леопольдович Кениг.
Интересны архитектурные особенности замка-дворца —основного украшения имения в Шаровке. Он имеет два этажа, вход оформлен двумя восьмигранными стилизованными под средневековье башнями, со стрельчатыми окнами и крепостными зубцами. Замок насчитывал 26 комнат и 3 зала, для росписи которых были приглашены мастера из Дрездена. На нижнем уровне расположены террасы, газоны с цветниками и фонтаном, широкие лестницы, ведущие к пруду.
Стоит также отметить, что Шаровское имение — это не только замок, но и памятник паркового искусства. Приусадебный парк реконструировал приглашенный из Риги Георг Куфальдт. Оттуда были вызваны также ученые-садоводы, продолжившие работы по акклиматизации новых видов растений. Используя особенности естественного рельефа, они создали террасированный сад. В парадной зоне при дворце был обустроен розарий и грот с источником.
В советское время Шаровку не миновала судьба прекрасных украинских усадеб. Бездушное отношение к культурному наследию привело к упадку сооружений и гибели парков. В имении Кенигов были разрушены церковь, склепы фамильного кладбища, манеж и конюшни, частично парк. Здесь был устроен санаторий для больных туберкулезом. В настоящее время этот памятник архитектуры реставрируется.